Всем привет!
Сегодня мы поговорим о такой интересной вещи, как партизанский маркетинг. И интерес для нас представляет в первую очередь то, что все инструменты данного вида маркетинга не требуют особых финансовых затрат, а в период кризиса это очень и очень важно.

Понятие партизанского маркетинга было введено в обращение ещё 30 с лишним лет назад американским рекламистом Джеем Левинсоном. Им же была выпущена одноимённая книга, предназначенная для предпринимателей и маркетологов малого бизнеса.

Партизанский маркетинг может использоваться и как способ продвижения проекта с целью повышения узнаваемости бренда, и просто как эффективная реклама товаров и услуг, но ни то, ни другое в данном случае не требует больших капиталовложений, к которым в этой сфере все так привыкли, а даже наоборот, может и вовсе быть бесплатным. С недавних пор к методам партизанского маркетинга относятся скрытый маркетинг, вирусный маркетинг, эпатажный маркетинг, эмбиент медиа и десятки других инструментов.

Мы не будем особо вдаваться в теоретическую часть, а сразу перейдём к практике и рассмотрим 22 реальных инструмента партизанского маркетинга, которые могут помочь нам в работе.

1. Бесплатные доски объявлений

«Авито», «Из рук в руки», недавно появившееся и уже ставшее популярным приложение «Юла» — лишь некоторые из эффективных площадок для размещения вашей рекламы. Вариант может быть полностью бесплатным или же стоить небольших денег, поскольку каждый из этих ресурсов предусматривает как бесплатное, так и премиум-размещение. В первом случае ваше объявление будет снижаться в поиске по мере возникновения новых, во втором — объявление будет закреплено вверху страницы на определённый период (в зависимости от выбранного вами тарифа).

Партизанский маркетинг

Пример объявления на сайте «Из рук в руки» (премиум и обычное)

 

Авито

Пример объявления на сайте «Авито» (премиум и обычное)

 

2. Подпись в электронной почте

Как правило, большинство из нас настраивает стандартную подпись – имя, фамилия, контактный номер телефона, название компании и ссылка на сайт. Однако всегда можно добавить дополнительную информацию: указать спецпредложение месяца или недели, основное направление деятельности и т.д.

 

3. Социальные сети

Один из мощнейших в наши дни каналов продвижения. Опять-таки, может быть использован с нулевым бюджетом или с минимальными затратами. В первом случае придётся прикладывать на порядок больше усилий, распространять информацию через друзей, репосты, договариваться с другими сообществами на бартерную рекламу. Во втором же случае можно купить рекламу в больших сообществах или на бирже социальной сети. Вне зависимости от денежных затрат, контент в социальных сетях должен быть интересным, актуальным, полностью подходящим для вашей ЦА и небанальным. Эти составляющие будут способствовать повышению интереса к бренду, вследствие чего возрастет и его популярность.

 

Социальные сети

 

4. Закладки

Интересный и редко используемый способ продвижения. Потребует сил и времени, но может принести неплохой выхлоп. Вам потребуется распечатать свою рекламу в виде закладок для книг. Чем креативнее и интереснее будет реклама – тем лучше для вас. Далее выбирается крупный книжный магазин и закладки раскладываются в книги соответствующей тематики. В идеале, конечно, предварительно договориться с администрацией магазина, чтобы все было, так сказать, на законных основаниях.

 

Закладки

Пример закладок, вложенных в книги о поиске работы и смене профессии

 

5. Партнёрские программы

Также достаточно эффективно бартерное сотрудничество. Необходимо подобрать бизнес, аудитория которого схожа с вашей, но при этом вы никак не конкурируете. Скажем, для производителей профессиональной косметики это может быть салон красоты или SPA-центр. Вы раздаёте их листовки, они – ваши. Затраты исключительно на печать рекламных материалов. Впрочем, на сегодняшний день партнёрские отношения можно установить с любыми крупными порталами, дающими скидку или подарок своим пользователям.

 

Партнерская программа

Пример партнёрской программы на сайте hh.ru (headhunter)

 

Пример партнерки

Развёрнутый вариант партнёрской программы на hh.ru (то, что видит пользователь, после того, как нажимает кнопку «получить скидку»)

 

6. Календарь

В качестве подарка к какому-либо празднику (идеально – к Новому Году) или же просто к любому заказу. Если у календаря интересный дизайн, если вы угадали с его формой, то такой подарок однозначно будет использоваться. Для сегмента b2b лучше выбирать настенные календари, которые можно повесить в офисе. Клиент будет уверен, что сэкономил, ведь он получил его в подарок, а не купил сам, и при этом каждый день невольно будет любоваться на ваш логотип и контактные данные. С большей долей вероятности, когда наступит момент сделать заказ, он придёт именно к вам.

 

Календарь

Календарь в подарок клиентам от «Банка Москвы»

 

7. Скидка на групповые покупки или занятия

Эффективный и давно используемый способ. Если вы продаёте услугу, например, занятия английским языком, то можете предложить скидку 20% на группу из 10-ти человек. Если товар, то предложите своему покупателю привести несколько друзей и получить за это какой-либо дополнительный бонус.

 

Скидки

Пример скидки за друзей

 

8. Семинары, конференции, мастер-классы

Если вам есть что рассказать – этот канал продвижения для вас обязателен. Директор компании по предоставлению юридических услуг всегда может поделиться своим накопленным опытом и дать несколько хороших советов на соответствующих мероприятиях, которые, к слову, проводятся достаточно часто. Директор компании, занимающейся продажей цветов, может выступить на любом мероприятии, связанном с повышением продаж, и рассказать о собственном опыте, предложить свои наработки широкой аудитории. И это не будет означать «слив информации конкурентам», поскольку большая часть рекламных «фишек» всем прекрасно известна, просто не все ими пользуются. Это будет означать, что, когда придёт время купить цветы или обратиться к юристу, участники мероприятия придут именно к вам. Разумеется, в том случае, если ваше выступление будет интересным и полезным.

 

9. Сопутствующие товары

Продаёте детские игрушки? Чудесно. При любой покупке вы можете предложить своему клиенту что-либо в дополнение – недорогую игрушку, подарочный пакет, воздушный шарик. Дешёвый по стоимости (и себестоимости) товар – всегда идеальный вариант не только немного увеличить средний чек, но и расширить аудиторию, продемонстрировать покупателям своё внимание к ним. Подобная стратегия применима к любой сфере бизнеса, начиная от доставки еды и заканчивая автомобильными товарами.

 

Пример продажи сопутствующих товаров

 

10. Поздравления с праздниками

В e-mail и sms-рассылках каждый выбирает для себя отдельную стратегию. Кто-то поздравляет своих клиентов исключительно со значимыми, государственными праздникам, кто-то использует и может достойно обыграть любой повод, даже международный день проявления доброты. Поздравление с праздником, конкурс или акция в честь праздника – всё это привлекает внимание и повышает лояльность аудитории.

 

День доброты

Пример акции, приуроченной к международному Дню проявления доброты

 

11. Привлечение друзей клиента

Допустим, вы только что подключили клиенту интернет. Подарите ему несколько купонов, позволяющих его друзьям бесплатно подключиться к интернету вашей компании или, скажем, получить месяц бесплатного интернета в подарок. С большей долей вероятности такое предложение будет использовано.

 

Пример акции «Подарок другу»

Пример акции «Подарок другу»

 

12. Футболки, сумки, толстовки

Всё, что человек может надеть на себя. Здесь главное, чтобы вещь была действительно красивой и стильной, чтобы её хотелось надевать, и чтобы хотелось в ней ходить. В этом случае ваш логотип или слоган не будет восприниматься в качестве рекламы, а, скорее, просто как небольшое дополнение. И получится, что теперь у вас есть бесплатные рекламные носители.

 

Пример футболки

Пример футболки

 

13. Бесплатные семинары

Подобная схема, по сути, подойдёт для любого направления бизнеса. Продаёте кофемашины? – Прекрасно, устройте для своих покупателей день кофе, пригласите хорошего бариста, попросите его рассказать о сортах кофе, устроить дегустацию. По завершению мероприятия, вне всяких сомнений, большая часть присутствующих обязательно купит либо кофемашину, либо тот сорт кофе, который больше всего понравился (заранее продумайте, чтобы всё было у вас в наличии).

 

Пример бесплатного мастер-класса

Пример бесплатного мастер-класса

 

14. Занимайтесь благотворительностью

Расскажите широкой общественности о том, что определённый процент с каждой покупки вы отдаёте на помощь детям, жертвам катастроф или на высадку новых деревьев в городском парке. Распространите эту информацию в СМИ, и о вас будут говорить.

Пример благотворительной акции Yves Rocher

Пример благотворительной акции Yves Rocher

 

Средства массовой информации о благотворительной акции Yves Rocher

Средства массовой информации о благотворительной акции Yves Rocher

 

15. Экспертное мнение

Зарекомендуйте себя в качестве эксперта. Огромное количество журналистов ежедневно ищет экспертов по той или иной тематике. Если вам есть что рассказать – вас с удовольствием будут приглашать на передачи или просить дать комментарий для какой-либо статьи. Отслеживать запросы на комментарии экспертов можно, к примеру, при помощи российского портала pressfeed.ru – рассылки будут приходить вам на почту дважды в день (в будние дни), остаётся только просматривать и выбирать то, что вам подходит.

 

экспертное мнение

 

16. Документы

В любые документы, накладные или счета вкладывайте инструменты маркетинга – визитки, флаеры и т.д. Ваш клиент (существующий или потенциальный) получит их вместе с пакетом документов и, с большей долей вероятности, не выбросит. Вы, в свою очередь, получите дополнительную рекламу.

 

17. Автомобили

Реклама на автомобилях в целом – достаточно дорогостоящая вещь. Но ведь никто не мешает вам напечатать наклейку на окно своего авто. Яркую, интересную, привлекательную. Теперь пробки и светофоры станут для вас временем для рекламы, а не сущим мучением. Кстати, отслеживать рекламную эффективность можно будет просто оглянувшись по сторонам 😉

 

автомобили

Пример рекламы на заднем стекле автомобиля

 

18. Оглянитесь вокруг

Наверное, многим известна эта история – когда компания Apple переживала свои не самые лучшие времена, было принято решение подарить по одному компьютеру в каждую школу Калифорнии. «Какой вздор!» — утверждали продажники, — «так мы ещё больше выйдем в минус!». Но минуса не произошло, поскольку такая акция позволила достичь сразу двух целей: во-первых, дети с восторгом рассказали о новом невероятном компьютере своим родителям (а родители, как можно догадаться, приобрели такой же для домашнего использования), во-вторых, сформировалось и выросло целое поколение, ставшее поклонниками Apple (задумайтесь, и вы поймёте, что сегодня iPhone есть практически у каждого).

Оглянитесь вокруг – кому может быть нужна ваша поддержка? Производитель игрушек может сделать подарки для детских садов, интернет-магазин спортивных товаров может поддержать детские спортивные секции и так далее, далее, далее. Главное понять, кому на самом деле вы можете быть полезны.

 

19. Уличные доски объявлений

Вы же замечали объявления на доске около вашего подъезда? Конечно, да. И вы удивитесь, но 70% таких объявлений работают, если они правильно выбраны. Ремонт техники, покупка квартир, ветеринарная служба – всё это вещи, которые необходимы людям. И зачастую клиенты приходят, увидев такое объявление, поскольку до поиска в интернете у них просто не доходили руки.

 

Уличные доски объявлений

 

20. Life placement

Небанальный, интересный и работающий инструмент. Его смысл – внедрение товара в обычную жизнь людей. К этому приёму обратилась компания Sitronics: в крупных городах, в час-пик, на самых оживлённых станциях метро на протяжении месяца появлялись люди, несущие в руках коробки с техникой Sitronics. Встретив «друзей», они громко начинали обсуждать свою покупку, описывая очень выгодное предложение и прекрасное качество. Аналогичную стратегию использовала компания «Просто». По данным статистики, до начала акции узнаваемость марки была 26,5%, после её окончания – 44%.

 

Акция

Life placement Акция компании «Просто»

 

21. Звонки потенциальным дистрибьюторам

Всё просто как 2х2: в магазины, где вы хотите продавать свой товар, звонят «заинтересованные покупатели». Покупатели задают вопрос о том, продаётся ли в магазине продукция вашей компании. Услышав отрицательный ответ, покупатели очень расстраиваются, просят консультанта подобрать аналог, слушают длинный монолог продавца о преимуществах схожих с вами фирм, соглашаются, что все они, в целом, неплохие, но всё равно, конечно, не то. Под конец горестно вздыхают и говорят о том, как жаль, ведь они уже сегодня были готовы приехать за покупкой, но, к сожалению, придётся искать в другом месте…

 

22. Спонсоры и инфопартнёры

Продавая любые товары или услуги, вы всегда можете выступить спонсорами или инфопартнёрами на каких-либо сайтах. Если у вас интернет-магазин детских товаров, вы можете договориться о проведении конкурса с призами на сайте для родителей и мамочек. Если у вас автошкола – разыграйте бесплатное обучение экстремальному вождению на популярных автомобильных порталах. Если у вас курсы для SEO-специалистов – выступите информационными спонсорами на любом тематическом мероприятии. Для любой сферы бизнеса можно найти свой канал дополнительной рекламы и продвижения.

 

конкурс

Пример спонсорства конкурса на портале для мамочек

 

Итак, мы рассмотрели 22 реальных способа повышения продаж и узнаваемости бренда. Хотелось бы отдельно отметить, что каждый из этих способов вы можете внедрить уже сегодня, и он не будет требовать от вас огромных финансовых затрат. Каждый способ по-своему эффективен, вопрос остаётся лишь в том, чтобы подойти к реализации задуманного с должной долей креативности. Ведь чем интереснее будет ваша реклама – тем больше новых клиентов вы сумеете «зацепить». Изучайте, пробуйте, действуйте.

 

Креативности и вдохновения!

Дарья Шуткова

Профессиональный Интернет маркетолог с 2011 года. Закончила журфак МГУ по специальности периодическая печать. Ведущий блогер, копирайтер и маркетолог в компании SOLONSEO. Есть проект - всегда поможем, пишите на info@solonseo.ru